Особенностью художественной терапии является выбор красок и способа воздействия: основной прием «мокрый по мокрому», рисование на формате А-3 акварельной бумаги широкой кистью терапевтическими красками фирмы Stokmar.
На занятиях главное внимание уделяется не результату, а внутреннему процессу, который стимулирует чувственное восприятие, активизирует познавательную и социальную деятельность. Дети дошкольного возраста получают необходимое переживание от игры чистых красок, и тем живее углубляются в настроение встречи красок и оттенков красок. При помощи упражнений рисования форм происходит развитие функций кисти.
Формируются необходимые привычки, чтобы ребёнок получил такую самостоятельность, которая поможет преодолеть некоторую слабость, обусловленную нарушением, и пассивное поведение. Это помогает ребёнку понять самого себя и осознанно работать со своими впечатлениями.
Рисование красками дает эмоциональное переживание внешнего мира, упорядочивает восприятие: дети становятся более наблюдательными, проявляют интерес к деятельности.
Происходит не только взаимодействие педагога и ребенка, но и взаимодействие между детьми. Особенно ценным является пространство интеграции, которое организуется во время проведения занятий арт-терапии. Родители так же могут принимать непосредственное участие в занятиях с детьми, выполняя виды деятельности, организованные лечебным педагогом.
Условие равных возможностей обогащает общение детей, становится замечательным средством «оздоравливающего» воспитания. Важно, чтобы дети с нарушениями развития умели выразить в словах, в жестах свои желания и потребности, чтобы здоровые ребята научились понимать нужды другого, заботиться друг о друге, помогать и сопровождать ребят с нарушениями. Обучаясь различным приемам творчества, дети помогают друг другу и учатся общаться.
Лечебная педагогика и социальная терапия представляют собой методы и принципы помощи детям с особыми потребностями. Актуальность и ценность этих методов проявляется в единстве теоретических основ и практических подходов для развития потенциальных возможностей личности ребёнка. Это путь к восстановлению и развитию чувственной природы ребенка, мира его ощущений по отношению к себе и к окружающему миру.
Лечебная педагогика начинается с наблюдения ребенка и создания атмосферы доверия в душевной области к происходящим событиям между ребенком, его семьей и педагогом. Опорой в лечебно-педагогической работе является обращение к искусству - живопись, рисование форм, эвритмия, музыка, и ручной труд – это практическая работа с различными материалами: работа с деревом, глиной, воском, шерстью.
Лечебная педагогика стремится дать ребенку с особыми потребностями мир, помогающий развиваться и обретать свой жизненный опыт. Практическая работа лечебных педагогов всегда индивидуальна, однако связана с опытом, приобретаемым на основе общего понимания сущности развития человека.
Педагог: Рынкова Елена Викторовна