Служба ранней помощи
(для семей с детьми, имеющими нарушения в развитии)
1. Цель услуги:
- выявление и диагностика трудностей в развитии у детей раннего возраста;
- оказание психолого-педагогической помощи семьям с детьми в возрасте от рождения до 4 лет с нарушениями развития или высокой степенью риска появления нарушений для содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе;
- содействие в социализации детей и их семей.
Услуга направлена на профилактику инвалидизации ребенка через создание условий для
нормализации жизни ребенка и семьи.
Под нормализацией жизни ребенка и семьи понимается:
- обеспечение условий, способствующих тому, чтобы дети с особыми потребностями воспитывались в семьях, т.к. лучшим местом для ребенка является его родной дом;
- удовлетворение основных потребностей: в любви и заботе, в общении, в игре, в независимости, в обычных жизненных ситуациях, в свободе выбора, в отдыхе;
- предоставление возможности развиваться с самого раннего возраста – периода наилучшей восприимчивости, получать образование, какими бы тяжелыми ни были нарушения в развитии,
2. Целевая группа:
Программы Службы ранней помощи разрабатываются для семей, имеющих ребенка от рождения до 4 лет с особыми потребностями, вызванными медицинскими, биологическими или социальными факторами.
Это дети, которые:
- имеют диагностированное отставание в развитии;
- имеют медицинские диагнозы (стойкие нарушения здоровья), с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;
- относятся к биологической группе риска (недоношенные и маловесные – рожденные с массой тела менее 1500 грамм);
- воспитываются в неблагоприятных социально-экономических условиях (члены семьи имеют психиатрические заболевания; ребенок подвергается насилию; родители пренебрегают своими обязанностями по отношению к ребенку; члены семьи страдают алкоголизмом, наркоманией; семья живет за пределом бедности);
- воспитываются молодыми родителями (до 18 лет);
- имеют серьезные изменения в поведении
4. Принципы оказания услуги:
- Добровольность – желание включить ребенка и семью в программу услуги исходят от родителей или лиц, их замещающих.
- Личностная ориентированность – в центре внимания сотрудников находится ребенок, который является самостоятельной ценной личностью. Ребенок с нарушениями в развитии воспринимается в первую очередь, как ребенок с его естественными детскими интересами и потребностями, такими, как потребность общаться, наблюдать, играть, изучать мир и пр. Специалисты вместе с родителями при проведении оценки и составлении «Индивидуальной программы помощи» ориентируются на сильные стороны, интересы и индивидуальные нужды каждого конкретного ребенка и семьи. Благодаря этому каждая программа помощи специфична и предназначена только для одной семьи.
- Ориентированность на семью - семья есть первичная поддерживающая система для ребенка. Родители лучше понимают ребенка, знают его, умеют найти более интересную игру или прием. Поэтому родительские представления, ожидания, нужды и знания относительно их детей являются самым важным в планировании и выполнении программы раннего вмешательства. При составлении плана также важно ориентироваться на сильные стороны семьи и ее контекст: состав, условия проживания, друзей, соседей, обычаи, привычки, культурные или национальные особенности, межличностные взаимодействия и др.
- Партнерство - программа будет эффективной в том случае, если семья принимает участие, как полноценный партнер во всех стадиях реализации программы раннего вмешательства: принятии решения об участии в программе; процессе планирования программы, включая оценку, мониторинг; реализации программы и пр.Причем именно семья – включает приемы и особенные подходы к развитию ребенка в ее повседневные домашние дела, способствуя максимально возможному развитии ребенка.
- Междисциплинарность – совместная работа специалистов разных областей знаний (медицины, педагогики, психологии, социальной работы и др.), составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями междисциплинарного взаимодействия. Междисциплинарность в работе направлена на преодоление границ между отдельными дисциплинами, увеличение возможных связей, взаимодействий среди членов команды, построение сотрудничества, которое позволяет формировать единый взгляд на ребенка, его сильные стороны и проблемы, планировать программу помощи.
- Конфиденциальность - право ребенка на интимность и уважение к его личной жизни. Дети с ограниченными возможностями имеют право на то, чтобы услуги предоставлялись им с соблюдением действующего законодательства, политики и этических норм, в соответствии с принципом конфиденциальности. При подходе к делу вовлеченные специалисты должны проводить границу между открытой и личной информацией, сотрудничать и обмениваться информацией по делу лишь с предварительного согласия пользователя и лишь тогда, когда этого требуют высшие интересы ребенка.
Служба ранней помощи строится с опорой на гуманистические традиции в педагогике, лечебной педагогике и психологии.
Краткое содержание компонентов услуги:
- Диагностика уровня развития ребенка.
- Индивидуальные формы работы
- Консультации специалистов: психолога, лечебного педагога, логопеда.
- Подбор и обучение различным способам коммуникации.
- Развивающие занятия: «Музыка и движение», «Монтессори», «Арт - терапия» и др.
- Оценка и помощь в организации развивающего пространства.
- Сопровождение специалистами родителей и детей, имеющих нарушения развития на групповых развивающих занятиях.
- Родительский клуб.
- Диагностика уровня развития ребенка – диагностические шкалы KID и CDI-R (разработчик профессор Ж. Ройтер, модификация Институтом раннего вмешательства (Санкт-Петербург), заполняемые родителями. На каждого ребенка заводится личное дело, которое состоит из обработанного опросника KID или CDI-R, информации, собранной на первичном приеме, заполненных бланков «Междисциплинарная оценка» и, по необходимости, «Углубленная оценка специалиста», «Индивидуальный план помощи», бланка «Изменения и дополнения в План помощи», анкеты родителей. На основании этого составляются планы работы с ребенком и с семьями и индивидуальные планы помощи.
- Индивидуальные формы работы с ребенком и семьей используются на этапе диагностики и реализации плана помощи (индивидуальное развивающее занятие может проводить один из специалистов, исходя из актуальных задач плана помощи, например, специалист по альтернативным способам коммуникации или психолог и т.д.).
- Основная задача консультативной работы – профилактика возникновения более серьезных проблем в развитии. Консультирование может проводиться всеми специалистами. Вопросы, обсуждаемые на консультациях, могут быть самыми разнообразными. Специалисты должны дать родителям исчерпывающую информацию по какому-то вопросу, познакомить их с разными способами решения своей проблемы, чтобы в будущем они могли самостоятельно решить, как лучше с ней справиться. Консультации психолога чаще всего касаются трудностей в развитии ребенка, проистекающих из особенностей некоторых стадий эмоционального развития: проблем агрессивности, застенчивости, нарушения взаимодействия с членами семьи; нарушения сна, страхи; трудности отлучения от груди.
- Логопед в консультативной работе чаще сталкивается с вопросом: «Почему мой ребенок мало или неправильно говорит?»
- Лечебный педагог, как правило, отвечает на вопросы, в какие игры и игрушки и в каком возрасте ребенку играть для оптимального развития когнитивной сферы.
Продолжительность одного занятия – 40-50 минут.
Развивающие занятия могут включать в себя несколько видов деятельности:
- обсуждение с родителями вопросов, касающихся их жизни с ребенком и продвижения в достижении поставленных задач;
- формирование у ребенка навыков и умений, способствующих его развитию;
- демонстрация членам семьи приемов, способствующих развитию ребенка;
- обсуждение того, как мама/папа может использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни (менеджмент повседневной жизни).
До начала занятий специалист подбирает приемы, упражнения, игры и игрушки, которые будут способствовать решению задач Плана. При подборе содержания специалист ориентируется на то, что особо интересно ребенку, а при подборе приемов развития - на сильные стороны ребенка и семьи.
Групповые занятия являются необходимым пространством для социализации детей с тяжелыми нарушениями, стимуляции их игрового поведения и когнитивного развития. При наличии данной услуги семьям предлагается участвовать в групповых занятиях совместно с типично развивающимися детьми, либо в основных группах программ Центра раннего развития.
Родительский клуб – пространство информационной и психологической поддержки родителей. Темы для занятий предлагают сами родители, а ведут занятия специалисты, причем занятия проходят в диалоговой форме, в тренинговом режиме. Такие встречи способствуют более близкому знакомству родителей между собой, обмену информацией по обсуждаемой теме. Кроме того, родительский клуб несет в себе элемент психологической разгрузки для родителей, здесь они могут отвлечься от повседневных дел, поговорить с единомышленниками
Кадровый состав Службы ранней помощи:
1. Шумилова Светлана Владимировна – руководитель, педагог развития
2. Татаркина Юлия Юрьевна – администратор
3. Красильникова Ксения Сергеевна – психолог
4. Багреева Виктория Анатольевна – психолог
5. Васильева Александра Николаевна – логопед
6. Мазеина Анна Анатольевна - логопед
7. Родионова Юлия Николаевна – педагог развития
8. Ромашова Екатерина Павловна – педагог развития
9. Рынкова Елена Викторовна – лечебный педагог